RusOlimp:Логотип

"Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность, чем грозная необходимость."

Августин Аврелий


теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Главная / Фонетика / проверь себя

Фонетика. Орфоэпия. Вопросы  «Проверь себя»

1. Определить сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
   [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
   [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
   [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Как правильно произносить буквосочетание чн? Проанализируйте изменения, произошедшие в произношении слов с этим буквосочетанием. При ответе используйте данные слова и выражения:
Подсвечник, конечно, скучно, нечто, сливочный, почта, мечта, мачта, сердечная боль, друг сердечный,  точный, тошный,  булочная, яичница, дачный, Ильинична.

3. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

4. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

5. Какой звук произносится на месте подчеркнутых букв в следующих словах: окно, тянуть, машина, шубка, просьба, праздник, умыться, расчет?

6. Укажите номера слов, в которых ударение падает на 2 слог. 1) свекла, 2) инструмент, 3) кухонный, 4) хозяева, 5) феномен, 6) факсимиле, 7) апостроф, 8) положить, 9) позвонят, 10) оптовый.

7. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. Сравните звучание и написание слов в обоих случаях. Сделайте вывод. Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.

8. Выпишите номера слов, в которых подчеркнутая буква означает мягкий звук.
1 )агрессия, 2) адекватный, 3) антитеза, 4) брошюра, 5) Одесса, 6) шинель, 7) будто, 8) компьютер.

9. Расставьте ударения в словах.
Асимметрия, дареный, баловать, заклеить, новорожденный, квартал, обеспечение, намерение, эксперт, ходатайствовать, соболезновать, облегчить, откупорить, украинский, израильский, знамение, столяр, звонит, положить, досуг, начать, туника, жалюзи, свекла, каталог, созыв, сосредоточение, приобретение, языковая (норма), кухонный, синонимия, катарсис, симметрия, цемент, нефтепровод.

10. Укажите звуковое значение выделенных букв.
Тщетный, бесшумный, расщедриться, скучно, жалеть, дефис, шинель, кодекс, детектив, демонстрация, свитер, компьютер, сессия.

11. Как объяснить, что в народной речи иногда появляется беглый [е] там, где не было редуцированного [ь]: «журавель», «корабель», «мысель», «рубель»?

12. Может ли быть ударение на односложном слове?

13. В чем особенность  сложных слов:  словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник?

14. Различается ли произношение звуков, обозначенных выделенными буквами, в таких иноязычных словах с одинаковыми корнями или приставками: интервал - интеллигент, сервис - сервиз, термограф - термометр, террарий - терраса? Как вы думаете, чем это объясняется?

15. В шуточном стихотворении «Мягкий знак» О.Выготская пишет:Он в слове «мать», и в слове «дочь»,И в тихом лунном слове «ночь».Чтоб никого не огорчить,Он все старается смягчить:Отрежь - отрежьте!Поешь - поешьте!В чем состоит неточность  мысли автора?

16. Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?
1.  [пададут]
2.  [паралэл]
3.  [памит]
4.  [фскрикиват]
5.  [пириижат]
6.  [ласк]
7.  [рап]
8.  [шочик]
9.  [двирной]
10. [спэлый]
11. [шэсэ].

17.  Некоторые буквы русского алфавита имеют не только «официальные», но и «разговорные», «бытовые» названия. Какие это буквы? Можно ли объяснить появление «бытовых» названий именно у этих букв какими-либо фонетическими причинами? Объясните.

18.  Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное произношение: об игре, обыграть, началась игра, до игры, контригра. Разбейте приведенные примеры на группы в зависимости от того, какой гласный произносится в корне игр-. Объясните, с чем связано различное произношение начального гласного этого корня в приведенных примерах.

19.  Следующие слова были заимствованы в разные исторические периоды русским языком из других языков: адажио,  какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя. По каким фонетическим признакам можно определить, что это заимствования? По возможности определите язык-источник.

20. В настоящее время буква ë  используется редко. Перечислите случаи, когда без нее нельзя обойтись. Что обозначает буква ë? Какими другими графическими средствами и в каких случаях передаются те же звуки ?  Приведите примеры.

21. Известно, что, находясь после гласной буквы, е, ë,ю,я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего ему согласного. Перечислите случаи, когда это не так.

       

22.Перепишите слова и дайте транскрипцию  указанных звуков, соответствующую литературному произношению:
гласный в первом предударном слоге: жандарм, жаргон, жаркое, пожалеть.
согласный перед [э]: баронесса, патефон, пионер, фонетика, фрейлина.
согласный перед [н]: бесконечно, беспечно, конечно, нарочный, скучный, срочный.
согласный перед [j]: адъютант, изъян, подъезд, субъект.
согласный на месте сочетания одинаковых букв: аккуратный, аллея, аппарат, аттестат, воссиять, колли, конник.

23.Разделите слова на группы в зависимости от того, какую функцию в них выполняет буква Ь: мышь, воробьи, наотмашь, шампиньон, весьма, печь, банька, каньон, ельник, чьей, перечень, семья, тушь, бульон, льем, помощь, ружье, гурьба.

24.Вы, конечно, знаете, что слова часто пишутся не так, как произносятся. Составьте слова из следующих звуков:
        [э][т'][м']
        [а][б'][э][т]
        [а][о][х][а][т]
        [а][т][ч'][а][и][ц][а]
        [о][в'][ц][и][т][к]
        [с][и][а][ц][а][д']


     
25.Вспомните и назовите, в каких случаях может встретиться безударный гласный [о]?

 

 

  


Если Вам пригодились материалы этого сайта, пожалуйста, поставьте нам плюс, щелкнув по значку Вашей соцсети.