теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Фонетика. Орфоэпия. Вопросы  «Проверь себя»

1. Определить сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
   [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
   [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
   [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Как правильно произносить буквосочетание чн? Проанализируйте изменения, произошедшие в произношении слов с этим буквосочетанием. При ответе используйте данные слова и выражения:
Подсвечник, конечно, скучно, нечто, сливочный, почта, мечта, мачта, сердечная боль, друг сердечный,  точный, тошный,  булочная, яичница, дачный, Ильинична.

3. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

4. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

5. Какой звук произносится на месте подчеркнутых букв в следующих словах: о кно, т я нуть, маш и на, шу б ка, про с ьба, праз д ник, умы ть ся, ра с чет?

6. Укажите номера слов, в которых ударение падает на 2 слог. 1) свекла, 2) инструмент, 3) кухонный, 4) хозяева, 5) феномен, 6) факсимиле, 7) апостроф, 8) положить, 9) позвонят, 10) оптовый.

7. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. Сравните звучание и написание слов в обоих случаях. Сделайте вывод. Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.

8. Выпишите номера слов, в которых подчеркнутая буква означает мягкий звук.
1 )аг р ессия, 2) а д екватный, 3) анти т еза, 4) бро ш юра, 5) О д есса, 6) ши н ель, 7) бу д то, 8) компью т ер.

9. Расставьте ударения в словах.
Асимметрия, дареный, баловать, заклеить, новорожденный, квартал, обеспечение, намерение, эксперт, ходатайствовать, соболезновать, облегчить, откупорить, украинский, израильский, знамение, столяр, звонит, положить, досуг, начать, туника, жалюзи, свекла, каталог, созыв, сосредоточение, приобретение, языковая (норма), кухонный, синонимия, катарсис, симметрия, цемент, нефтепровод.

10. Укажите звуковое значение выделенных букв.
Т щетный, бе сш умный, ра сщ едриться, ску ч но, ж а леть, д ефис, ши н ель, ко д екс, д е т ектив, д емонстрация, сви т ер, компью т ер, с ессия.

11. Как объяснить, что в народной речи иногда появляется беглый [е] там, где не было редуцированного [ь]: «журавель», «корабель», «мысель», «рубель»?

12. Может ли быть ударение на односложном слове?

13. В чем особенность  сложных слов:  словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник?

14. Различается ли произношение звуков, обозначенных выделенными буквами, в таких иноязычных словах с одинаковыми корнями или приставками: ин т ервал - ин т еллигент, с ервис - с ервиз, т ермограф - т ермометр, т еррарий - т ерраса ? Как вы думаете, чем это объясняется?

15. В шуточном стихотворении «Мягкий знак» О.Выготская пишет:Он в слове «мать», и в слове «дочь»,И в тихом лунном слове «ночь».Чтоб никого не огорчить,Он все старается смягчить:Отрежь - отрежьте!Поешь - поешьте!В чем состоит неточность  мысли автора?

16. Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?
1.  [пададут]
2.  [паралэл]
3.  [памит]
4.  [фскрикиват]
5.  [пириижат]
6.  [ласк]
7.  [рап]
8.  [шочик]
9.  [двирной]
10. [спэлый]
11. [шэсэ].

17.  Некоторые буквы русского алфавита имеют не только «официальные», но и «разговорные», «бытовые» названия. Какие это буквы? Можно ли объяснить появление «бытовых» названий именно у этих букв какими-либо фонетическими причинами? Объясните.

18.   Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное произношение: об и гре, об ы грать, началась и гра, до и гры, контр и гра. Разбейте приведенные примеры на группы в зависимости от того, какой гласный произносится в корне игр-. Объясните, с чем связано различное произношение начального гласного этого корня в приведенных примерах.

19.   Следующие слова были заимствованы в разные исторические периоды русским языком из других языков: адажио,   какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя . По каким фонетическим признакам можно определить, что это заимствования? По возможности определите язык-источник.

20.   В настоящее время буква ë   используется редко. Перечислите случаи, когда без нее нельзя обойтись. Что обозначает буква ë? Какими другими графическими средствами и в каких случаях передаются те же звуки ?   Приведите примеры.

21.   Известно, что, находясь после гласной буквы, е, ë,ю,я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего ему согласного. Перечислите случаи, когда это не так.

       

22.Перепишите слова и дайте транскрипцию  указанных звуков, соответствующую литературному произношению:
гласный в первом предударном слоге: жандарм, жаргон, жаркое, пожалеть.
согласный перед [э]: баронесса, патефон, пионер, фонетика, фрейлина.
согласный перед [н]: бесконечно, беспечно, конечно, нарочный, скучный, срочный.
согласный перед [j]: адъютант, изъян, подъезд, субъект.
согласный на месте сочетания одинаковых букв: аккуратный, аллея, аппарат, аттестат, воссиять, колли, конник.

23.Разделите слова на группы в зависимости от того, какую функцию в них выполняет буква Ь: мышь, воробьи, наотмашь, шампиньон, весьма, печь, банька, каньон, ельник, чьей, перечень, семья, тушь, бульон, льем, помощь, ружье, гурьба.

24.Вы, конечно, знаете, что слова часто пишутся не так, как произносятся. Составьте слова из следующих звуков:
        [э][т'][м']
        [а][б'][э][т]
        [а][о][х][а][т]
        [а][т][ч'][а][и][ц][а]
        [о][в'][ц][и][т][к]
        [с][и][а][ц][а][д']


     
25.Вспомните и назовите, в каких случаях может встретиться безударный гласный [о]?

 

 

 

теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов