теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Чередования согласных

1) к/ч: жук - жучок, пеку - печет;
к/ч/ц
: рыбак - рыбачий - рыбацкий;

2) г/ж : луг - лужок, могу - можешь;
г/ж/з : друг - дружить - друзья;

3) х/ш : муха - мушка, сухой - суше;

4) д/ж : редкий - реже, сидеть - сижу;
д/ж/жд: родить - рожать - рождение;

5) т/ч : вертеть - верчу, крутой - круче;
т/ч/щ: свет - свеча - освещение;

6) з/ж : низ - ниже, резать - режу;

7) с/ш : красить - крашу, высокий- выше;

8) ц/ч : палец - пальчик, заяц - заячий;

9) б/бл : рубить - рублю, любить - влюбляться;



10) п/пл : копить - коплю, покупка - купля;

11) в/вл : новый - обновление, ловить - ловля;

12) ф/фл : графить - графлю;

13) м/мл : корм - кормление, ломать - преломление;

14) ст/щ : густой - гуще, растение - выращивать;

15) ск/щ : искать - ищет, таскать - тащить.

Опыт показывает, что из всех перечисленных случаев чередований наибольшие трудности для школьников представляют случаи 9-13 (чередования губного с сочетанием «губной + л »). Здесь наиболее часты ошибки при морфемном разборе: многие не видят чередования и выделяют корень без л , а л интерпретируют как суффикс. Поэтому при объяснении стоит подчеркнуть (и пояснить примерами), что каждая выделяемая морфема имеет определенное значение, а если выделить суффикс -л- , он никакого значения к слову не добавляет, например: куплю - купит, кормлю - кормит (ср. гоню - гонит, горю - горит ); обновить - обновлять, обновление.

   

теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов