теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов |
1) к/ч: жук - жучок, пеку - печет;
к/ч/ц: рыбак - рыбачий - рыбацкий;
2) г/ж : луг - лужок, могу - можешь;
г/ж/з : друг - дружить - друзья;
3) х/ш : муха - мушка, сухой - суше;
4) д/ж : редкий - реже, сидеть - сижу;
д/ж/жд: родить - рожать - рождение;
5) т/ч : вертеть - верчу, крутой - круче;
т/ч/щ: свет - свеча - освещение;
6) з/ж : низ - ниже, резать - режу;
7) с/ш : красить - крашу, высокий- выше;
8) ц/ч : палец - пальчик, заяц - заячий;
9) б/бл : рубить - рублю, любить - влюбляться;
10) п/пл : копить - коплю, покупка - купля;
11) в/вл : новый - обновление, ловить - ловля;
12) ф/фл : графить - графлю;
13) м/мл : корм - кормление, ломать - преломление;
14) ст/щ : густой - гуще, растение - выращивать;
15) ск/щ : искать - ищет, таскать - тащить.
Опыт показывает, что из всех перечисленных случаев чередований наибольшие трудности для школьников представляют случаи 9-13 (чередования губного с сочетанием «губной + л »). Здесь наиболее часты ошибки при морфемном разборе: многие не видят чередования и выделяют корень без л , а л интерпретируют как суффикс. Поэтому при объяснении стоит подчеркнуть (и пояснить примерами), что каждая выделяемая морфема имеет определенное значение, а если выделить суффикс -л- , он никакого значения к слову не добавляет, например: куплю - купит, кормлю - кормит (ср. гоню - гонит, горю - горит ); обновить - обновлять, обновление.
теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов |