теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Морфемика. Словообразование. Вопросы «Проверь себя»

1.В чем особенность корней в словах «исказить - искаженный», «отвергать - опровержение»?

2.Какой морфемой  являются выделенные части слов:  всемирный, полубольной, ежедневно?

3.Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, едет, единый; горячий, горянка, горчица; хромой, хромовый; косматый, космический?

4.Обычно словообразовательные аф­фиксы используются для образования не одного, а многих слов, однако в русском язы­ке есть аффиксы, употребляющиеся только в одном слове. Они носят название уникаль­ных аффиксов. Найдите и выделите уни­кальные аффиксы в следующих словах: жених, рукав, белокурый, детвора, попа­дья, молодежь, конюх, радуга, годовалый, по­чтамт, курносый, королева, рисунок.

5.Можно ли без контекста определить корни в словах пили, спеть, простой? Как называются такие слова?

6.Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут? 

7.Назовите части речи и их формы с окончанием -у.

8.Если есть омонимические окончания, то как назвать окончания в таких вариантах форм: (кусок) сыра - сыру, в оˊтпуске - в отпускуˊ, учиˊтели - учителяˊ, меˊхи - мехаˊ, поˊясы- поясаˊ?

9.Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова грамотей, книгочей и злодей?

10.Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня.

11.Является ли  глагол уныть производным от глагола ныть?

12.Какие окончания являются общими для всех имен существительных независимо от склонения?

13.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
- домов, столов, коров, ковров, голов, основ;
- степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

14.Какой частью слова является -ий в словах медвежий (рев), синий, волжский, санаторий, (много) станций?

15.Каков состав слов двумястами, тремястами?

16.Являются ли однокоренными в современном русском языке слова побывать, забывать, добывать?

17.Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными?

18.Каков морфемный состав слов президиум, президент, префикс, препозиция?

19.Во всех ли словах конина, буженина, свинина, осетрина, лососина есть суффикс -ин-?

20.В чем состоит «неправильность» построения  сложных слов: знаменосец, минералогия, трагикомедия, дикобраз, военачальник?

21.Одинаково ли значение приставки о- в словах  огарок, опушка, описка, осколок, опенки, ошибка, опечатка, оплошность, огрызок? Сгруппируйте слова по значению приставки о-.

22.Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-, которая входит в состав следующих слов: русских - падчерица, пашибок (осколок); словацких - pakluc (отмычка), pazvuk (призвук). Проанализируйте значения слов и определите первоначальное значение этой приставки.

23.В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера написано, что слово вынуть «замечательно полным исчезновением корня». Может ли в русском языке существовать слово без корня? Аргументируйте ваш ответ.

24.От каких слов и при помощи каких средств образованы слова лежание и лежанка, белизна и  белок, зубной и зубастый? Сопоставьте однокоренные слова по значению. Разделите производные слова на группы в зависимости от соотношения их значений со значениями производящих слов. Объясните свое решение.

25.В существительных мужского рода с основой на -ок гласный о обычно бывает беглым (затылок- затылка), но иногда сохраняется во всех формах слова (знаток-знатока, знатоку и т.д.) Проанализируйте приведенные ниже слова и попробуйте сформулировать закономерности, позволяющие по начальной форме слова узнать, является ли в нем гласный о беглым. Используйте обнаруженные закономерности, чтобы определить, беглое ли о в слове брелок. Артишок, волок, восток, гудок, дружок, едок, ездок, заголовок, игрок, обморок, одногодок, островок, поток, предок, пророк, рисунок, родничок, сверчок, слоненок, старичок, шлафрок, экивок.

 

теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов