RusOlimp:Логотип

"Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность, чем грозная необходимость."

Августин Аврелий


теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Главная / Морфемика
 

Словообразовательный разбор слова
 

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:
1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия - инфинитив).
2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.
3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.
4. Указать способ словообразования.
5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
 - чередование гласных и согласных,
 - усечение производящей основы,
 - интерфиксация,

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ¬ окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ¬ с ума сшедший) и субстантивации (учащийсясущ. ¬ учащийсяприч.).

Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу - ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный - суффикс -н-, способ - суффиксация.

В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ¬ весело / невеселый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.

Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:
1) излишество
излишество 
¬ излишний; излишество - ‘что-то излишнее';
способ словообразования - суффиксация,
процесс, сопровождающий словообразование, - усечение ПЩ основы.
2) заметались - форма глагола заметаться
заметаться 
¬ метаться; заметаться - ‘начать метаться',
способ словообразования - приставочный.
3) ухода
ухода - форма существительного уход
уход-Æ 
¬ уходить; уход - ‘когда уходят, то же, что уходить',
способ словообразования - суффиксация,
процессы, сопровождающие словообразование:
 - усечение ПЩ основы,
 - чередование д'/д.
4) снегокаты - форма существительного снегокат
снег(о)катÆ 
¬ снег + кататься, снегокат - ‘то, на чем катаются по снегу',
способ словообразования - сложение с суффиксацией,
процессы, сопровождающие словообразование:
 - интерфиксация
 - усечение ПЩ основы глагола.

     


Если Вам пригодились материалы этого сайта, пожалуйста, поставьте нам плюс, щелкнув по значку Вашей соцсети.