1. Что обозначают термины морфология и морфонология и каково их происхождение?
Морфология - 1) система грамматических категорий, грамматических значений и грамматических форм языка, образующих в совокупности грамматический строй языка; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Морфонология - раздел языкознания, изучающий варьирование фонем в составе морфем какого-либо языка.
Оба слова составлены из греческих корней: морфология - morphe 'форма' и logos 'слово, учение'; морфонология - morphe 'форма', phone 'звук' и logos 'слово, учение'.
2. Почему категория одушевленности/ неодушевленности является лексико-грамматической?
1) Категория одушевленности/неодушевленности семантическая, так как деление существительных опирается на их семантику: обозначают ли они живых существ или предметы неживой природы. Однако полностью отождествлять понятие одушевленности /неодушевленности и понятия живого и неживого в природе нельзя (ср.: дуб, береза - наука считает их живыми организмами; покойник, мертвец - грамматика рассматривает как одушевленные).
2) Это категория грамматическая и выражается морфологически - формой винительного падежа множественного числа у существительных всех родов: у одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного (птиц, людей, героев), у неодушевленных - с формой именительного падежа (увидел деревья, столы). В форме единственного числа категория одушевленности/ неодушевленности проявляется только у существительных мужского рода 2-го склонения (останавливаю мотоцикл, милиционера).
Примечание. Одушевленными бывают в основном существительные мужского и женского рода и некоторые существительные среднего рода (дитя, животное, страшилище).
Некоторые существительные испытывают колебания в форме винительного падежа, употребляясь то как одушевленные, то как неодушевленные: бактерия, вирус, личинка. Нормой считается употребление подобных слов как неодушевленных (убивать бациллы и бактерии); в профессиональной речи могут наблюдаться отступления от нормы.
Колебание в использовании категории одушевленности происходит и в названиях игрушек, механизмов, изображающих человека (кукла, матрешка, снеговик); чаще всего эти слова выступают как одушевленные (нет айболитов, незнаек).
Слова держатель, толкатель, искатель, копатель, собиратель, истребитель, носитель и др. в значении лица будут одушевленными, в значении неживых механизмов (устройств, транспортных средств, предметов) - неодушевленными.
Для одушевленных существительных характерны словообразовательные пары: учитель - учительница, москвич - москвичка, внук - внучка, лев - львица, кот - кошка и др.
В древнерусском языке категории одушевленности/неодушевленности не существовало.
3. Принято считать, что в русском языке все существительные имеют постоянный морфологический признак рода. Каковы особенности слов супруг и супруга, зал и зала, учащийся и учащаяся, кофе, забияка, связанные с их родом? Могут ли эти особенности служить доказательством способности некоторых существительных изменяться по родам?
Ни одно из приведенных в задании слов не может служить доказательством способности некоторых русских существительных изменяться по родам, однако все они, за исключением слова забияка, обладают теми или иными характеристиками непостоянного признака рода, причем слова зал и зала находятся ближе всего к непостоянному роду: у них только один признак рода постоянного.
Очевидно, что слова супруг и супруга, учащийся пучащаяся отличаются друг от друга окончаниями. Что касается различий между основами слов в этих парах, то на этот счет есть разные мнения: одни лингвисты считают, что у данных слов основы совпадают, другие - что в основах существительных супруга и учащаяся имеется нулевой суффикс со значением 'женский пол', отсутствующий в супруг и учащийся. Если считать, что основы этих слов совпадают, то можно утверждать, что родовые различия выражаются только окончаниями, как это и бывает при непостоянном признаке рода. Однако других признаков непостоянного рода у слов в данных парах нет, так как у них различное лексическое значение, выбор нужного слова определяется необходимостью выра зить тот или иной смысл, а также отсутствует форма среднего рода *уча-щееся. Поэтому эти существительные традиционно считаются разными словами, а не формами разных родов одного и того же слова.
Существительные зал и зала, согласно данным словарей, отличаются друг от друга степенью современности {зала - устаревшее слово), но не лексическим значением, и рассматриваются оба в одной и той же словарной статье. Словарь С.И.Ожегова приводит такие два значения для этих слов: «1. Помещение для публики, публичных собраний, для занятий чем-н., для размещения экспонатов (в музее). 2. Парадная комната для приема гостей». Ввиду тождества лексического значения, в основе ни одного из этих слов нельзя выделить нулевого суффикса; таким образом, формальные различия между ними выражаются только с помощью окончаний. Таким образом, слова зал и зала имеют следующие признаки непостоянного рода: они не отличаются друг от друга своим лексическим значением, а их формальные различия выражаются окончаниями, выбор одного из этих слов обусловлен не необходимостью выразить тот или иной смысл, а стилистическими причинами, например, желанием стилизовать текст «под старину». И только отсутствие слова среднего рода *зало является чертой, свойственной постоянному роду. Именно слова в подобных парах наиболее близки к словам с непостоянным признаком рода, хотя традиционно считаются разными словами, а не формами одного и того же слова.
Существительное забияка, как уже было сказано, относится к общему роду, то есть имеет родовые характеристики мужского и женского родов. О том, в каком именно из этих двух родов оно использовано, по его собственным окончаниям догадаться нельзя, необходимо обратить внимание на окончания согласованного слова. Между забиякой мужского рода и забиякой женского рода имеются лексические различия: в мужском роде это слово применимо только к лицам мужского пола (можно сказать только Он такой забияка!, но не *Она такой забияка!), а в женском роде - к лицам и мужского, и женского пола (можно сказать и Он такая забияка!, и Она такая забияка!). Выбор рода у этого слова, таким образом, связан с необходимостью выразить тот или иной смысл. Форма среднего рода *такое забияка отсутствует. Оказывается, что у этого слова нет никаких признаков непостоянного рода; между тем, как известно, в словарях и грамматиках представлено только одно слово забияка, обладающее двумя родами, иначе говоря, ему в неявном виде приписывается непостоянный признак рода.
Слово кофе в современном русском языке может использоваться как существительное мужского (растворимый кофе) и среднего (растворимое кофе) рода6. Между двумя типами употреблений этого слова нет никаких смысловых различий, иначе говоря, лексическое значение не меняется при изменении родовой характеристики, вследствие чего выбор той или иной родовой характеристики не мотивирован смыслом. Эти свойства характерны для непостоянного признака рода. Однако других признаков непостоянного рода у слова кофе нет: у него отсутствует способность употребляться в женском роде (невозможно растворимая кофе) и родовые различия не выражаются окончаниями самого этого слова.
4. Приведите примеры перехода нарицательных существительных в собственные и наоборот. Какой из этих процессов является более регулярным?
Собственные имена часто образуются из нарицательных. Имена людей: Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия; клички животных: Шарик, Зорька; названия населенных пунктов: Зима, Горки; печатных изданий: «Правда», «Пионер»; художественных произведений: «Хамелеон», «Богатыри» и т. п.
Значительно менее регулярно собственные имена могут переходить в нарицательные: ампер, бойкот, бостон, браунинг, вольт, галифе, герц, дизель, кулон, макинтош, мартен, маузер, наган, ом, рентген, силуэт, хулиган, шевиот и др.
5. Какие окончания являются общими для всех имен существительных независимо от склонения?
Общими для всех существительных являются окончания дат., твор. и предл. пад. мн. ч.: -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях). Исключения: дети, дверь, дочь, лошадь, люди в твор. пад. мн. ч. имеют форму: детьми, дверьми, дочерьми (и дочерями), лошадьми, людьми, в устойчивых сочетаниях: лечь костьми, бить плетьми.
6. В словаре С.И.Ожегова лексическое значение слов сапог, туфля и валенок описывается в словарных статьях САПОГИ, ТУФЛИ, ВАЛЕНКИ, где в качестве начальной приведена форма множественного числа. Чем можно объяснить такой выбор начальной формы? Приведите примеры других существительных, множественное число которых обладает аналогичными особенностями значения.
У большинства русских существительных, имеющих формы двух чисел, форма единственного числа обозначает один объект, а множественного - несколько объектов, каждый из которых существует сам по себе, вне каких-то определенных отношений с другими объектами того же типа, например: воробей и воробьи, дом и дома, облако и облака, красавица и красавицы и т.д. Однако существуют и объекты, которые предназначены для функционирования не поодиночке, а в комплекте с другими такими же; к подобным объектам относятся в том числе сапоги, туфли и валенки.
Форма множественного числа существительных, называющих такие объекты, обычно обозначает полный комплект, набор таких предметов либо несколько комплектов, хотя может называть и просто множество разрозненных предметов. Например, сапоги - это обычно два сапога одной модели и размера, левый и правый (ср.: Я отправилась на работу в новых зимних сапогах) или несколько пар сапог (Сапоги рабочих сушились у батареи), реже - несколько разрозненных сапог (Из-за печки мы достали пять сапог, но почему-то все они оказались на левую ногу).
Таким образом, выбор формы множественного числа в качестве начальной для слов сапог, туфля и валенок объясняется особенностями объектов, обозначаемых этими словами, их предназначенностью для совместного функционирования в составе набора, комплекта, причем комплект сапог, туфель и валенок состоит из двух предметов. Другими примерами такого рода существительных могут служить варежки, чулки, носки, перчатки и другие названия парных предметов одежды и обуви, а также обозначения парных частей тела и парных частей одежды: руки, ноги, крылья, ноздри, уши, глаза; рукава, брючины, проймы.
Однако комплекты могут состоять и из большего количества объектов; к словам, называющим подобные комплекты, относятся, например, зубы, ребра, клавиши, пуговицы, дольки (апельсина).
7. Зачем слову начальная форма? Какими свойствами должна обладать та из форм слова, которая претендует на роль начальной? Почему, например, начальной формой существительного считается форма Им. падежа ед. числа?
Слово - одна из основных единиц языка, изучаемая разными лингвистическими дисциплинами. Каждая из них рассматривает его со своей точки зрения. Например, лексикологию интересует лексическое значение слова, которое выражается в его основе и присуще всем его формам. Постоянные морфологические признаки тоже одинаковы во всех формах слова. В этих и подобных им случаях требуется говорить о «слове вообще» в отвлечении от всех его непостоянных морфологических признаков.
Между тем у большинства слов русского языка - а именно у изменяемых слов - нет форм, которые были бы свободны от непостоянных признаков. И именно применительно к изменяемым словам имеет смысл рассуждать о начальной форме: ведь начальная форма - это одна из нескольких, имеющихся у слова.
Начальная форма слова - это такая его форма, которая выступает в качестве эквивалента «слова вообще», то есть такая, называя которую, мы имеем в виду только постоянные признаки данного слова и отвлекаемся от непостоянных. Именно начальную форму мы используем, когда нам нужно говорить о «слове вообще». Например, утверждение Слон - это существительное верно независимо от того, в какой форме слово слон стоит в конкретном предложении; в этом утверждении использована форма Им. падежа ед. числа. Таким образом, начальная форма нужна, строго говоря, не самому слову, а лингвистам, его изучающим.
В принципе на роль начальной формы можно назначить любую форму конкретного слова, однако, как мы знаем, у существительного начальной считается форма Им. падежа ед. числа (если слово изменяется по числам), у прилагательного - форма Им. падежа ед. числа мужского рода, у глагола - форма инфинитива.
Выбор именно таких форм в качестве начальных был сделан уже давно и пришел в современные описания из античных (латинских и греческих) грамматик; таким образом, это дань лингвистической традиции. Однако и для современного русского языка (как и для многих других) выбор этих форм удобен и в большинстве случаев мотивирован устройством самого языка.
В качестве начальной формы выбирается та, которая может использоваться в предложении в наиболее независимой позиции, то есть в позиции подлежащего; такой способностью обладают Им. падеж существительного и инфинитив глагола. Это синтаксическое свойство начальной формы.
С точки зрения морфологии начальной удобно считать ту форму, по которой можно предсказать все или наибольшее число других форм слова; иначе говоря, это та форма, которая сообщает информацию о типе склонения или спряжения. У существительных это форма Им. падежа ед. числа. Легко заметить, что по формам мн. числа и косвенных падежей ед. числа другие формы существительного предсказать обычно не удается; так, например, окончание -ами в Тв. падеже мн. числа могут иметь и слово дом, и слово книга, и слово кресло, обладающие разными системами окончаний.
Таким образом, выбор формы Им. падежа на роль начальной формы существительного объясняется и синтаксическими, и морфологическими соображениями, а выбор ед. числа - только морфологическими соображениями.
Тот факт, что у прилагательных начальной формой считается форма именно мужского рода, по-видимому, нельзя объяснить никакими собственно лингвистическими соображениями, и такой выбор лишь результат следования традиции.
8. В предложениях Вася богат, а Петя беден (1) и Вася богаче Пети, а Петя беднее Васи (2) присутствуют формы прилагательных-антонимов богатый и бедный. В чем заключается различие между краткой формой и формой сравнительной степени прилагательных с точки зрения их сочетаемости с другими словами в предложении? По какой причине в предложении (2) вторая часть кажется информативно избыточной?
Краткая форма прилагательного обязательно соединяется в предложении со словом, обозначающим носителя признака (оно является подлежащим). Форма сравнительной степени тоже требует наличия слова - обозначения носителя признака, но кроме того - наличия слов, указывающих на предмет (лицо), с которым происходит сравнение (Вася богаче Пети), или тот же предмет или лицо в другой момент времени (Вася богаче, чем в прошлом году).
В предложении Вася богат, а Петя беден две его части сообщают нам о разных, при этом противопоставленных ситуациях: в первой участвует Вася, во второй - Петя. В предложении (2) каждая из частей обозначает ситуацию, участниками которой являются одновременно Вася и Петя. В части Вася богаче Пети речь идет о Васе (слово Вася - подлежащее), который сравнивается с Петей (Летя - дополнение). В части Петя беднее Васи говорится о тех же участниках, но уже Петя сравнивается с Васей. Позиции подлежащего и дополнения заняты одними и теми же словами, которые «поменялись местами»: теперь Петя - подлежащее, а Вася - дополнение.
Сказуемыми в обеих частях являются формы качественных прилагательных-антонимов. Качественные прилагательные обозначают признак, который может быть представлен в разной степени (что и обусловливает наличие у них степеней сравнения). Прилагательные-антонимы имеют большую общность значения, по сути дела, обозначают не разные признаки, а (в положительной степени сравнения) крайние проявления одного и того же признака, которые можно представить как «два полюса» воображаемой шкалы. В форме сравнительной степени каждое из прилагательных-антонимов показывает соотношение двух сравниваемых объектов по этому признаку (взаимное расположение на одной и
той же воображаемой шкале). Так как в обеих частях второго предложения говорится об одних и тех же участниках, то на «признаковой шкале» взаимное расположение у них одинаково, с какой стороны (с какого «полюса») ни смотри.
Итак, вторая часть рассматриваемого предложения (Петя беднее Васи) с другой точки зрения обозначает то же положение дел с теми же участниками, что и первая. За счет этого она является информативно избыточной.
9. Выдающийся филолог XX века В.Виноградов в труде «Русский язык.
Грамматическое учение о слове» (1947) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. Почему, по вашему мнению, Виноградов так охарактеризовал местоимение?
Местоимение - слово, указывающее на лицо, предмет или признак, но не называющее их.
На протяжении своей длительной истории местоимения претерпели существенные изменения. В настоящее время в современном русском языке местоимение как часть речи состоит из предметно-личных местоименных слов: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, кто (никто, некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь), что (ничто, нечто и др.), а также все, то, это в предметном значении. Эти слова близки к существительным, указывают на предметность. В предложении обычно являются подлежащим или дополнением.
От существительных предметно-личные местоимения отличаются системой морфологических категорий и особенностями ее проявления: имеют несловоизменительную категорию лица (я - мы); категория одушевленности распространяется и при указании на неодушевленные предметы словоформами его, ее, их (В. п. = Р. п.). Род, как правило, выражен сочетанием с другими словами: я пришел - мужской род, я пришла - женский род, что случилось - средний род. При склонении отмечаются развитый супплетивизм и особая непродуктивная система окончаний.
Остальные местоименные слова, сближающиеся с прилагательными: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой, этот, тот, такой, таков, экий, этакий, сей, оный, какой, чей, который, каков, каковой, сам, самый, весь, всякий, иной, другой, некоторый, некий, какой-либо, какой-нибудь и др. - имеют категориальное значение признака предмета, отвечают на вопрос какой?, изменяются по родам, числам, большинство из них также и по падежам, обладают категорией одушевленности/неодушевленности, согласуются с существительными; в предложении все перечисленные местоимения являются определением или именной частью составного сказуемого.
Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько, сколько-нибудь - указывают на количество и составляют лексико-грамматический разряд числительных; местоимения где, куда, здесь, там составляют особый лексико-грамматический разряд наречий.
10. К каким местоимениям и когда прибавляется н?
Оно прибавляется в косвенных падежах к личному местоимению 3-го лица после предлогов, например: знал его, но пришел к нему, был с ним, был у нее, у них и т. д. Любопытно, что после предлогов навстречу, благодаря, вопреки н не появляется (ср. навстречу ему, ей). Это объясняется тем, что данные слова стали употребляться в качестве предлогов сравнительно недавно.
11. Почему местоимения каков и таков не склоняются?
Местоимения какое и таков, как и краткие прилагательные и причастия, употребляются в роли сказуемого и, согласуясь с подлежащим, всегда находятся в именительном падеже.
12. В группу вопросительных местоимений и в группу относительных местоимений включаются одни и те же слова, что позволяет говорить об одном разряде - вопросительно-относительных местоимениях. Есть ли среди вопросительно-относительных местоимений такие, чьи морфологические свойства и / или синтаксическое «поведение» в этих двух функциях неодинаковы? Если да, то опишите имеющиеся различия и проиллюстрируйте их примерами.
Морфологические и синтаксические свойства большинства вопросительно-относительных местоимений одинаковы в обеих выполняемых ими функциях. Однако есть и исключения.
Вопросительно-относительное местоимение который обладает морфологическими признаками прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам). Однако синтаксические функции этого слова зависят от того, выступает ли оно в роли вопросительного или в роли относительного.
В качестве вопросительного слово который используется довольно редко, в основном в стандартной фразе Который час?, а также в составе элективной (выделительной) конструкции, например, Который из двух вариантов вы выбираете?, Который из них мой одноклассник?, причем в последней конструкции чаще используется слово какой, а не который. В таких конструкциях слово который ведет себя подобно порядковому числительному, образуя вместе с существительным единый член предложения; ср. Который час? и Сейчас второй час (который и второй - часть подлежащего), Который из двух вариантов вы выбираете? и Я выбираю первый из (предложенных) вариантов. (Который и первый - часть дополнения.) Учитывая, что порядковые числительные, в свою очередь, сходны по синтаксическим свойствам с прилагательными, можно утверждать, что вопросительное который не только с морфологической, но и с синтаксической точки зрения сходно с прилагательными.
В роли относительного местоимения слово который, напротив, сближается с существительными и может выступать в любой синтаксической функции, свойственной этой части речи: Я поблагодарил человека, который мне очень помог (подлежащее); Я не знаю, который час (часть подлежащего); Вот часы, которые мне подарил дед (дополнение); Он взглянул на часы, стрелки которых как раз остановились на двенадцати (определение); Это был единственный в деревне дом, возле которого не было сада (обстоятельство).
Легко заметить, что сближение относительного который с существительными происходит в определительных придаточных. Напротив, в придаточных изъяснительных относительное который не отличается по своим синтаксическим функциям от вопросительного; ср. Вы не знаете, который час?; Нужно решить, который из двух вариантов вы выбираете; Никак не могу понять, который из них мой одноклассник.
Сходные особенности обнаруживаются у слова какой: в вопросительной функции и в придаточных изъяснительных оно и морфологически, и синтаксически ведет себя подобно прилагательному, а в придаточных определительных какой, как и который, обладает синтаксическими свойствами существительных; ср. Какой галстук больше подойдет к этой рубашке ?; Скажи, какой галстук больше подойдет к этой рубашке (какой - согласованное определение в вопросительной функции и в функции союзного слова в придаточном изъяснительном; эта синтаксическая роль свойственна прилагательному) и Я перечитал все книги, какие смог найти, хорошенько порывшись в шкафу (какие - дополнение в придаточном определительном; эта роль характерна для существительных). Впрочем, местоимение какой используется в качестве союзного слова в придаточных определительных сравнительно редко.
В отличие от который, вопросительное что и относительное что в подавляющем большинстве контекстов не отличаются друг от друга синтаксически. Различия обнаруживаются только при употреблении что в одном из типов придаточных, причем они полностью вытекают из морфологических особенностей такого что.
В вопросительной функции местоимение что имеет полный набор падежных форм: Что происходит?; Чего следует опасаться?; К чему следует готовиться?и т.п. Относительное что может использоваться в трех типах придаточных предложений: в придаточных изъяснительных, присоединительных и определительных. В придаточных первых двух типов оно, как и вопросительное, имеет полный набор форм; ср. придаточное изъяснительное Он знал, что происходит (чего следует опасаться; к чему следует готовиться) и придаточное присоединительное Синоптики обещают ураган, что в нашей местности происходит нечасто (чего следует опасаться; к чему следует готовиться).
Напротив, в придаточных определительных что имеет только форму именительного и винительного падежей, причем форма винительного не может употребляться с предлогами: Сходи в магазин, что за углом; Примерь-ка тапочки, что я купил; ср. также не соответствующее современной норме употребление этого местоимения в предложении Где эта девушка, что я влюблен?, где перед словом что должен был бы стоять предлог (как в предложении Где эта девушка, в которую я влюблен?), однако это невозможно из-за особенностей сочетаемости что определительного. Из-за ограниченного набора форм что в определительных придаточных может быть только подлежащим или прямым дополнением.
13. Известно, что числительные два, три, четыре и оба, стоя в формах именительного и винительного падежей, управляют формой родительного падежа единственного числа зависимого существительного: два (три, четыре, оба) торта, но не два (три, четыре, оба) тортов. Однако это не всегда верно. Так, нужно сказать два пирожных, но не два пирожного. Какое свойство слова пирожное делает правильной только конструкцию с формой множественного числа? Приведите примеры слов, которые не отличаются от слова пирожное.
Особенность слова пирожное, которая отличает его от слова торт, - это тип склонения, то есть набор окончаний, используемый при изменении этого слова. Если слово торт относится ко второму склонению из тех трех, которые в школьной традиции принято выделять у существительных и которые в науке называются субстантивными (то есть склонениями, свойственными существительным, от латинского substantivum - имя существительное), то слово пирожное ни к одному их этих склонений не относится: оно имеет такой же набор окончаний, как у прилагательного среднего рода (склонение самих прилагательных, а также существительных, имеющих сходные с прилагательными окончания, называется адъективным, от латинского adjectivum - имя прилагательное). В составе количественных сочетаний существительные адъективного склонения ведут себя абсолютно так же, как прилагательные: ср. оба участковых милиционера и оба участковых; три столовых ложки и три столовых, три столовые ложки и три столовые; два вторых блюда и два вторых (порядковое числительное второй склоняется так же, как прилагательное). В качестве примеров можно привести любые существительные, склоняющиеся по
адъективному склонению и имеющие формы единственного числа, ср. уже приведенные выше слова полицейский, участковый, двугривенный, столовая, второе, заливное, а также военный, учащийся, учащаяся, булочная, закусочная, жаркое, вычитаемое, земноводное и т. д.
14. Почему при числительных от пяти и далее вместо существительного год употребляется существительное лето?
Слово лето в древние времена означало «год». Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян, как земледельцев и скотоводов, было лето, на которое приходились наиболее важные работы, обеспечивавшие материальное благополучие на целый год (ср. пословицу: Летний день год кормит). В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в сложных словах летопись, т. е. запись событий по годам, и летоисчисление. В старом значении слово лето в настоящее время употребляется только в род. пад. мн. ч. в сочетании с числительными начиная с пяти (пять, шесть, сто . . . лет), а также в некоторых устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет, на склоне лет, сколько лет и т. п.
Числительные два, три, четыре в современном русском языке сочетаются с существительным год в род. пад. ед. ч. Слово год имеет много исторически однокоренных слов, значение которых не только в русском, но и в других славянских языках весьма разнообразно (ср. годный, годиться, угодить, выгода, погода, устар. година и др.).
15. Какие числительные при склонении имеют только два окончания?
Числительные сорок - сорока, сто - ста и девяносто - девяноста.
16. Чем можно объяснить, что числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят в современном языке оканчиваются на твердый [т], несмотря на то, что в слове десять - [т] мягкий?
Как известно, числительные от пяти сочетаются с существительными в род. пад. мн. ч. (ср. пять столов, шесть телят и т. д.). В древности числительное десять склонялось по особому типу основ на согласный, в данном случае - на -ят-, и в род. пад. мн. ч. имело форму десятъ; отсюда: пять + десятъ = пятьдесят.
17. Признаками какого вида обладают глаголы жениться, выходить, казнить, ранить, заносить, воздействовать, быть? Можно ли разделить эти слова на группы с точки зрения видовой характеристики? Если можно, то по какому принципу?
Все эти глаголы обладают признаками как совершенного, так и несовершенного вида (в одних и тех же формах и значениях либо в разных). С учетом этого по видовой характеристике их можно разделить на группы следующим образом.
1.Глаголы жениться, казнить, ранить, воздействовать являются двувидовыми.
Они могут отвечать и на вопрос «что делать?», и на вопрос «что сделать?». Репортерсфотографировал, как (что делает?) женится киноактер. Он вчера (что сделал?) женился. В Средние века часто (что делали?) казнили людей, заподозренных в колдовстве. Емелъяна Пугачева (что сделали?) казнили в 1775 году в Москве на Болотной площади.Твои слова меня (что делают?) ранят в самое сердце. Твои слова меня (что сделали?) оскорбили и ранили. На стрелку компаса (что делает?) воздействует магнитное поле Земли. После безуспешных уговоров они отняли у ребенка ножницы, то есть (что сделали?) воздействовали на него силой.
Формы двувидовых глаголов обладают одновременно признаками обоих видов, но в некоторых контекстах (например, в приведенных выше примерах) выступают в одном из видовых употреблений - отвечают только на один из двух возможных видовых вопросов. Однако существуют неоднозначные контексты, в которых к двувидовым глаголам можно поставить оба вопроса. Эти контексты не позволяют определить конкретное видовое употребление глагола. Сегодня он (что делает? что сделает?) женится. Зеваки видели, как (что делали? что сделали?) казнили Пугачева. Твои слова (что делали? что сделали?) ранили меня тогда в самое сердце. На ребенка (что делали? что сделали?) воздействовали уговорами.
2.Глагол быть в разных формах характеризуется разными видовыми признаками.Некоторые его формы отвечают на вопрос несовершенного вида (Она (что делала?) была дома), другие - на вопрос совершенного вида (Он (что сделает?) будет там завтра). Этот глагол нельзя считать двувидовым, так как нет ни одной его формы, которая отвечала бы на оба вопроса одновременно.
3.Слово заносить со значением 'приносить куда-либо' обладает признаками несовершенного вида (Пианино в комнату надо (что делать?) заносить очень аккуратно). Омонимичное слово заносить 'загрязнить, истрепать долгой ноской' - совершенного вида (Он (что сделал?) заносил рубашку до дыр). Итак, в данном случае речь идет о неполных лексических омонимах, различающихся видовой характеристикой.
4.Глагол выходить, 'оставлять пределы чего-либо, покидать', относится к несовершенному виду (Я (что делаю?) выхожу из дома). Глагол выходить 'заботами, уходом вернуть в здоровое состояние' - к совершенному (Он тяжело болел, но мать его (что сделала?) выходила). Эти слова - омографы. Они одинаково пишутся, но произносятся по-разному, а также имеют разные видовые характеристики.
18. Известно, что слова разных частей речи могут иметь совпадающие формы, например: печь (существительное) и печь (глагол), три (числительное) и три (глагол). Какие из перечисленных ниже слов могут продолжить этот ряд примеров? Приведите контексты, позволяющие различить омонимичные формы, и укажите для каждой из них частеречную характеристику. К каким частям речи относятся оставшиеся словоформы? У каких из них есть признак сравнительной степени и является ли он постоянным или непостоянным? Вообще, глубже, громче, заранее, здоровее, охотнее, позднее, прежде, пуще, ранее, северо-западнее, талантливее.
Продолжить ряд приведенных в задании примеров совпадающих форм разных слов (они называются омоформами) могут глубже, громче, позднее, прежде, пуще, талантливее.
Глубже, громче и талантливее могут быть формой простой сравнительной степени либо прилагательного, либо наречия: Крики стали немного громче, чем минуту назад (прилагательное, ср.: Крики становились громкими <более громкимиУ) и Говорите громче: вас не слышно (наречие, выполняет роль обстоятельства, ср.: Говорите громко <более громко>); Мальчик оказался, талантливее своих родителей (прилагательное, ср.: Мальчик оказался талантливым) и Предыдущий конкурсант исполнил это произведение талантливее (наречие, ср.: Предыдущий конкурсант исполнил это произведение талантливо; примеры с глубже уже были приведены). Добавим, что у всех этих слов признак степени сравнения является непостоянным, что подтверждается приведенными примерами, однако указание этой характеристики для омоформ заданием не предусматривается.
Позднее - это, прежде всего, наречие в сравнительной степени (Мы приехали значительно позднее остальных гостей, ср.: Мы приехали поздно), признак степени сравнения непостоянный. Прилагательное поздний, являясь качественным, образует в основном составную сравнительную степень более поздний, однако можно найти и контексты, в которых используется простая форма, как, например, в предложении Сеанса позднее ты выбрать не мог? (возможность замены на сочетание более поздний сеанс свидетельствует о том, что здесь представлено прилагательное с непостоянным признаком сравнительной степени).
Пуще ('сильнее, больше') также сравнительная степень либо наречия (рассердился пуще прежнего), либо прилагательного (Охота пуще неволи); причем у прилагательного есть форма положительной степени (ср. выражение для пущей важности), а у наречия такая форма отсутствует. Кроме того, как уже говорилось, форма пуще - это одна из словоформ существительного пуща.
Прежде - либо наречие, либо предлог. Предлогом эта языковая единица является, если присоединяет существительное или местоимение, а наречием - если выступает как самостоятельный член предложения: Пришел прежде других (предлог) и Прежде все было иначе (наречие). Прежде-наречие не обладает сочетаемостью, свойственной формам сравнительной степени (нельзя сказать * гораздо <немного> прежде, а в сочетаниях с родительным падежом - прежде других - представлен предлог); способность присоединять к себе сравнительный оборот (Пришел прежде, чем другие) присуща не только формам сравнительной степени (ср.: Младший сын рос совсем другим, чем старшие дети); таким образом, преж-de-наречие, скорее всего, имеет положительную степень сравнения.
Оставшиеся словоформы - вообще, заранее, здоровее, охотнее, ранее, северо-западнее - относятся только к одной части речи, то есть не являются омоформами.
Болыпая часть этих единиц - наречия.
Вообще - наречие, не имеющее степеней сравнения. О том, что это наречие, свидетельствует его способность быть обстоятельством (Он вообще необщителен, то есть необщителен всегда). Не будучи образованным от прилагательного с помощью суффикса, это наречие не может иметь степеней сравнения.
Заранее - наречие, также не имеющее степеней сравнения; это слово может выступать в роли обстоятельства (К поездке надо готовиться заранее), степеней сравнения у него нет, так как оно, как и вообще, не образовано от прилагательного суффиксальным способом. Значение 'за некоторое время до чего-либо, раньше, чем что-либо произойдет' выражается в основе слова, а не с помощью формы степени сравнения; об этом свидетельствует отсутствие у заранее сочетаемости, свойственной формам сравнительной степени (неправильно *заранее приезда, Гораздо <несколько > заранее).
Охотнее - наречие в сравнительной степени (Семилетний ребенок рассказывал о происшествии гораздо охотнее остальных), степень сравнения является непостоянным признаком (Семилетний ребенок охотно рассказывал о происшествии). Прилагательное охотный встречается только в сочетании Охотный ряд, является относительным и степеней сравнения не имеет.
Ранее - наречие в сравнительной степени (Он пришел значительно ранее назначенного времени, ср.: Он пришел рано), признак степени сравнения непостоянный. Качественное прилагательное ранний простой сравнительной степени не образует (составная форма - более ранний).
Северо-западнее - наречие в сравнительной степени (Сопка расположена северо-западнее населенного пункта); поскольку положительная и превосходная степени у этого наречия отсутствуют (нет форм *северо-западно и *'северо-западнее всего), сравнительная степень является постоянным признаком. Прилагательное северо-западный простых степеней сравнения не образует.
Среди приведенных слов только одно прилагательное - это слово здоровее, которое стоит в форме сравнительной степени (Предыдущее поколение здоровее нынешнего <чем нынешнее>, ср.: Нынешнее поколение не такое здоровое, как предыдущее), степень сравнения является непостоянным признаком. Что касается наречия здорово, которое фиксируется словарями, а также его сравнительной степени здоровее, то в современном языке оно практически не употребляется (ср. сомнительность фразы Он жил здорово <здоровее, чем другие>).
19. Каковы различия между формами простой сравнительной степени прилагательных и наречий, образованных двумя разными способами: только с помощью суффикса (выше, короче, веселее) и с помощью суффикса и приставки (повыше, покороче, повеселее)?
Различия между приведенными формами прилагательных и наречий связаны с их значением и синтаксическим поведением.
Формы простой сравнительной степени указывают на то, что какой-то признак представлен в большей степени. При этом формы с приставкой указывают также на то, что различие между «количеством» признака, обозначенного положительной степенью, и «количеством» признака, обозначенного сравнительной степенью, невелико. Напротив, формы без приставки такого указания не содержат. Поэтому можно сказать и немного <чуть-чуть> выше <короче, веселее>, и немного <чуть-чуть> повыше <покороче, повеселее>, но только гораздо <значительно> выше <короче, веселее>.
Синтаксические различия связаны со способностью этих форм выполнять те или иные синтаксические функции. При этом подобные различия есть только у форм прилагательных. Формы сравнительной степени с приставкой свободно выступают в роли нераспространенных определений {Задайте ему вопрос посложнее), в то время как формы без приставки могут использоваться только в составе распространенных определений, при этом обычно уточняющих {Ему попался сложный вопрос, сложнее всех тех, на которые он отвечал раньше). Синтаксических различий между формами наречий без приставки и с приставкой не наблюдается.
20. Опишите принципы взаимодействия морфологических признаков слов, входящих в словосочетания типа опытнейший из тренеров. Приведите аналогичные примеры. Приведите примеры сочетаний, имеющих формальное устройство «слово + предлог из + слово в род. падеже», в которых морфологические признаки взаимодействовали бы по-другому или вообще не взаимодействовали.
Морфологические признаки слов в сочетании опытнейший из тренеров взаимодействуют следующим образом:
-во-первых, прилагательное в превосходной степени сравнения управляет родительным падежом существительного с предлогом из,требуя от него также постановки в определенном числе - во множественном, что предопределяется смыслом превосходной степени, предполагающей сравнение нескольких однотипных объектов (в нашем случае тренеров) друг с другом по названному признаку (в нашем случае - по признаку опытный); таким образом, признаки числа и падежа слова тренер взаимодействуют с признаком превосходной степени
сравнения слова опытнейший;
-во-вторых, род слова опытнейший определяется родом слова тренер (ср. опытнейшая из поварих); таким образом, признак рода слова опытнейший взаимодействует (согласуется) с признаком рода слова тренер.
Подобным же образом взаимодействуют морфологические признаки в любых сочетаниях единственного числа прилагательного в форме превосходной степени с существительным в родительном падеже с предлогом из: высочайшая из гор, самый умный из учеников, наилучшее из решений.
Если в таких сочетаниях изменить число прилагательного, то утратится согласование по роду, но признаки степени сравнения прилагательного, числа и падежа существительного будут взаимодействовать по-прежнему: опытнейшие из тренеров, самые умные из учеников и т.п.
В сочетаниях один из учеников, каждая из девочек, любое из решений, напротив, представлено только взаимодействие рода первого слова сочетания с родом второго. Хотя управление также есть (например, слово один управляет словом ученик, требуя постановки в форму родительного падежа с предлогом из и множественного числа), оно не связано с какими бы то ни было морфологическими признаками первого компонента.
В сочетаниях типа гость из Москвы или приехать из Москвы морфологические признаки вообще не взаимодействуют.
21. Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма мал мала меньше.
Фразеологизм мал мала меньше имеет значение 'один меньше другого' и употребляется, когда речь идет о нескольких маленьких детях. В этом устойчивом выражении (как и в некоторых других: от мала до велика, на босу ногу, а также в народно-поэтической речи: красну девицу, добра молодца, ясна сокола, у синя моря) сохраняются архаичные (исконные) формы прилагательных. В современном языке они похожи на краткие формы, но таковыми не являются, поскольку изменяются по падежам и выполняют функцию определения, а не сказуемого. В таком виде могут употребляться и относительные прилагательные: золото кольцо, шелковы ленты, сапожки сафьяновы. Иногда их называют особыми (усеченными) полными формами.
Прилагательное мал в форме именительного и родительного падежей в исходном для фразеологизма сочетании было употреблено в значении и функции существительного, но в разряд существительных не перешло (речевая субстантивация) и обозначало предмет. Слово мал в первом случае называет субъект, а во втором - объект сравнения. Меньше - форма сравнительной степени прилагательного мал, малый - выражает признак сравнения.
22. В каких случаях обязательно употребление личного местоимения перед глаголом?
Оно необязательно тогда, когда окончания глаголов сами показывают, о каком лице идет речь (ср. думаю, думаешь, думай). Однако в формах прошедшего времени или в условном наклонении личные местоимения обязательны (например: я (ты, он) пришел или пришел бы).
23. Почему краткие качественные прилагательные и краткие страдательные причастия в современном языке, в отличие от древнерусского, не склоняются?
В современном русском языке краткие качественные прилагательные и краткие страдательные причастия являются сказуемыми, а сказуемое согласуется с подлежащим, которое всегда выступает в именительном падеже (например: Наша страна велика и могуча. Задание выполнено). Следовательно, краткие прилагательные и причастия не могут склоняться.
24. Какие глаголы могут иметь только форму прошедшего
времени ед. ч. ср. р. и форму 3-го л. ед. ч. настоящего времени?
Это наблюдается в безличных глаголах; ср. вечерело, светало, знобило или вечереет, светает, знобит.
25. Есть ли в современном русском языке давнопрошедшее время (плюсквамперфект)? Объясните свою точку зрения.
Давнопрошедшее время (плюсквамперфект) обозначало действие в прошлом, которое предшествовало другому действию в прошлом. В современном русском языке употребительны такие выражения, как:
Петр собрался было за грибами, но дождь остановил его.
Я хотел было обо всем рассказать, но вовремя остановился.
Формы собрался было, хотел было рассказать обозначают действие в прошлом, которое предшествовало другому действию, обозначенному обычной формой прошедшего времени. Признать выражения типа собрался было именно грамматической формой давнопрошедшего времени позволяет то, что она регулярно образуется при помощи частицы было (ср. образование формы сослагательного наклонения при помощи частицы бы: собрался бы, хотел бы и т. д.).
М. Ломоносов в знаменитой «Российской грамматике» выделял три давнопрошедших времени:
первое - тряхивалъ, глатывалъ, брасывалъ, плескивалъ;
второе - бывало трясъ, бывало глоталь, бывало бросалъ, бывало плескалъ;
третье - бывало трясывалъ, бывало глатывалъ, бывало брасывалъ, бывало плескивалъ.