1.Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: 1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: - Не видали маму? (М. Горький). 2. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например: Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?» Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например: Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).
2.Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может: а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи - знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов). Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов). Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов). б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например: «А что Казбич?» - спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов). или: - А что Казбич? - спросил я нетерпеливо у штабс-капитана. «Как это скучно!» - воскликнул я невольно (Лермонтов). или: - Как это скучно! - воскликнул я невольно. «Умерла...» - эхом откликнулась Аксинья (Шолохов). или: - Умерла... - эхом откликнулась Аксинья. «Вон окружной атаман», - шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория (Шолохов). или: - Вон окружной атаман, - шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория. в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся: перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире; после слов автора - точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая - если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например: - Не хотите ли подбавить рому? - сказал я моему собеседнику. - У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов). - Ну, полно, полно! - сказал Печорин, обняв его дружески. - Неужели я не тот же? (Лермонтов). - Выслушайте меня... - сказала Надя, - когда-нибудь до конца (Чехов). - Меня зовут Фомой, - отвечал он, - а по прозвищу Бирюк (Тургенев). - Дождь пойдёт, - возразил Калиныч, - утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев). Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например: - Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь? (М. Горький). Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат. Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
3.Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например: «Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». - «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье». - «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» - «Где поётся, там и счастливится» (Лермонтов).