RusOlimp:Логотип

"Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность, чем грозная необходимость."

Августин Аврелий


теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Главная / Лексика / контрольные вопросы

Тестирование. Лексика

1.Определите тип лексической ошибки в предложении: Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.
1) нарушение лексической сочетаемости
2) употребление слова в несвойственном ему значении
3) плеоназм
4) смешение паронимов
5) ошибка в употреблении фразеологизма.

1 2 3 4 5
 

2.Каждое из пяти приведенных ниже слов употреблено в прямом и переносном значениях. В каком из слов перенос значения произошёл не по тому признаку, что во всех остальных?
1) колокольчик (звенит колокольчик - цветёт колокольчик);
2) класс (дружный класс - просторный класс);
3) шапка (вязаная шапка - шапка снега);
4) яблоко (вкусное яблоко - глазное яблоко);
5) игла (швейная игла - сосновая игла).

1 2 3 4 5

3.Ниже приведены четыре примера шуточных «пословиц» и «поговорок», полученных искажением традиционных, и только одна дана в традиционном виде. Какая?
1) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. 
2) Ум хорошо, а два - лучше. 
3) Сто пятниц на неделе. 
4) Молчит, как рыба об лёд. 
5) Толку с него, как с гуся воды.

1 2 3 4 5

4.Вам, наверное, известны устойчивые выражения со словом пядь: семи пядей во лбу и не отдать (не уступить) ни пяди земли. От слова пядь происходит и название бабочки пяденицы, гусеница которой, ползая, изгибает среднюю часть тела кверху. А вообще  пядь - это старинная русская мера длины. Чему она равна?
1) расстоянию в шаг; (Б) расстоянию от запястья до локтя; 
2) расстоянию от пятки до конца поднятой с другой стороны руки; 
3) расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев; 
4) расстоянию от плеча до конца среднего пальца вытянутой руки.

1 2 3 4

5.Вот несколько существительных: круг, площадь, катет, гипотенуза, произведение, дробь. Сколько из них являются не только математическими терминами?
1) одно; 
2) два; 
3) три; 
4) четыре; 
5) пять.

1 2 3 4 5

6.Когда положение не слишком хорошее, говорят, что оно...
1) желает оставлять лучшего; 
2) оставляет желать лучшего; 
3) не оставляет желать лучшего; 
4) оставляет не желать лучшего; 
5) не желает оставлять лучшего.

1 2 3 4 5

7.Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое же слово имеет единственное значение?
1) полька;
2) француженка;
3) чешка;
4) финка;
5) голландка.

1 2 3 4 5

8.Гнедой конь - это:
1) красновато-рыжий; 
2) серый; 
3) черный; 
4) рыжеватый; 
5) белесый.

1 2 3 4 5

9.Какое слово заменено буквой Х в «смысловой пропорции»:
разбудить : заснуть = остановить : пойти = погасить : Х ?
1) погаснуть; 
2) зажечь; 
3) гореть; 
4) гасить; 
5) загореться.

1 2 3 4 5

10.Все приведённые ниже слова - устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно - по другой. Какое?
1) боярин;
2) вече;
3) армяк;
4) ямщик;
5) чело.

1 2 3 4 5

11.Какое слово надо подставить вместо многоточия во фразу: Нас не устраивает уровень двусторонних отношений наших стран, и мы сделаем все для его ...?
1) активизации;
2) усиления;
3) укрепления;
4) улучшения;
5) повышения.

1 2 3 4 5

12.Какие из названий головных уборов русские по происхождению:
1) панама,  
2) шапокляк,  
3) цилиндр,  
4) бейсболка,
5) сомбреро,
6) берет,  
7) треуголка,  
8) шапка,  
9) ушанка?
1) 1, 4, 6, 7, 8, 9;  
2) 1, 6, 7, 8, 9;
3) 6, 7, 8, 9;  
4) 7, 8, 9;  
5) 7, 9.

1 2 3 4 5

13.Сказуемое во фразе: Вовочка слинял с уроков - это:
1) архаизм;  
2) жаргонизм;
3) латинизм;
4) просторечное слово; 
5) диалектизм?

1 2 3 4 5

14.Какие из названий дней недели нерусского происхождения?
1) все русские;  
2) среда;  
3) четверг;
4) суббота;   
5) среда и суббота.

1 2 3 4 5

15.Даны пары синонимов. В какой из пар различие между её членами не такое, как в остальных случаях?
1) щека - ланита; 
2) глаз - око; 
3) лоб - чело; 
4) голова - башка; 
5) палец - перст.

1 2 3 4 5

16.Даны пары слов: надеть и одеть, невежа и невежда, скрытый и скрытный. Как называются слова в каждой паре?
1) омонимы; 
2) антонимы; 
3) полные синонимы; 
4) стилистические синонимы; 
5) паронимы.

1 2 3 4 5

17.Упасть навзничь - это как?
1) на бок;
2) вниз головой;
3) замертво;
4) на спину, вверх лицом;
5) на живот, вниз лицом.

1 2 3 4 5

18.Перед Вами - две цитаты из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
И вы, читатель благосклонный,
В своей коляске выписной...
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнём
Российским лечат молотком
Изделье лёгкое Европы...
Что означает в первой из приведённых цитат прилагательное выписной?
1) богато изукрашенный;
2) неспособный ехать прямо; 
3) принадлежащий титулованной особе; 
4) с документально оформленным правом на владение; 
5) привезённый из-за границы.

1 2 3 4 5

19.Вот список слов: джаз, рок, поп, блюз. Сколько слов из него есть в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, изданном в 60-е годы XIX века?
1) ни одного; 
2) одно; 
3) два; 
4) три; 
5) четыре.

1 2 3 4 5

20.Среди форм единственного числа существительного клей есть, в частности, такие:
1) клей, 2) клея, 3) клею, 4) клеем. Какие из них имеют омонимичные формы, не являющиеся существительными?
1) 3 и 4; 
2) 2 и 3; 
3) 2, 3 и 4; 
4) 1, 2 и 3; 
5) 1, 2, 3 и 4.

1 2 3 4 5

21.Вот три глагола: 1) поступать, 2) ценить, 3) гордиться. А вот - три существительных с предлогами: а) по праву, б) по достоинству, в) по совести. Как расставить перед ними глаголы, чтобы получились три устойчивых словосочетания русского языка?
1) 1 - б, 2 - а, 3 - в; 
2) 1 - а, 2 - в, 3 - б; 
3) 1 - в, 2 - б, 3 - а; 
4) 1 - б, 2 - в, 3 - а; 
5) 1 - в, 2 - а, 3 - б.

1 2 3 4 5

22.За деревьями не видеть леса - это:
1) иметь узкий кругозор; 
2) быть близоруким; 
3) быть низкорослым; 
4) быть плохим лесником; 
5) проявлять внимание к мелочам в ущерб главному?

1 2 3 4 5

23.Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм?
1) махнуть рукой;   
2) нечист на руку;    
3) вымыть руки;
4) умывать руки;   
5) развязать кому-л. руки.

1 2 3 4 5

24.Найдите синоним устойчивого словосочетания переливать из пустого в порожнее:
1) бить баклуши;
2) вариться в собственном соку;
3) трезвонить во все колокола;
4) точить лясы;
5)  плевать в потолок.

1 2 3 4 5

25.Укажите фразеологизмы, значения которых определены  правильно:
1.Ничтоже сумняшеся - совсем не задумываясь,  без колебаний.
2.Краеугольный камень - основа, существенная часть, главная идея.
3.Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.
4.Медвежий угол - удаленное, заброшенное место.
5.Сизифов труд - очень хлопотное дело.
1) 1,2; 
2) 3,4,5; 
3) все значения указаны правильно;
4) 2,4,5; 
5) 1,2,3,4

1 2 3 4 5

  


Если Вам пригодились материалы этого сайта, пожалуйста, поставьте нам плюс, щелкнув по значку Вашей соцсети.