теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Словосочетание

Понятие о словосочетании
Словосочетание - это сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. Как и слова, словосочетания служат наименованиями предметов, признаков, действий и т. д., но наименованиями более точными, более конкретными, чем слова (ср.: читать - читать вслух; весело - очень весело; мяч - футбольный мяч и т. п.т. п.).
Одно из слов в словосочетании является главным, его распространяет (поясняет) зависимое от него слово (то есть грамматические свойства главного слова обусловливают грамматические свойства зависимого, например его род, число или падеж).
Средствами выражения зависимости одного слова от другого, т.е. связи и смысловых отношений между словами, в словосочетании являются формы слов, предлоги, по¬рядок слов, интонация. От главного слова к зависимому какой? насколько? о чем? можно задать вопрос, например: свежий ветер, совсем глупый, рассказать о поездке.
Как и у слова, у словосочетания принято отмечать начальную форму: для этого нужно поставить в начальную (словарную) форму главное слово. Например, начальная форма словосочетания на лесной тропинке - лесная тропинка, а словосочетания пришёл вовремя - прийти вовремя.
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение): магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает;
2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): книги, газеты и журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег;
3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: около дома (около - предлог); тоже пришёл (тоже - союз); словно во сне (словно - частица);
4) сложные (составные) формы слов: буду заниматься; более интересный; самый умный;
5) фразеологизмы: бить баклуши; водить за нос (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).
Типы словосочетаний
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на следующие группы:
1) глагольные (главное слово - глагол): выйти на улицу, говорить правду; встретиться с ним; умножить на пять; зайти попрощаться; громко смеяться; идти подпрыгивая);
2) именные (в роли главного слова выступают существительные, прилагательные, числительные и местоимения): майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом; полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить; три товарища, пятеро из нас; что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них;
3) наречные: совершенно секретно, далеко от Москвы. В зависимости от количества компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.
Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаме¬нательных слов и обычно образуются в результате распространения простого словосочетания, например: читать книгу - читать интересную книгу, читать очень интересную книгу, долго читать очень интересную книгу.
Между компонентами словосочетаний могут быть разные смысловые отношения (определительные, объектные, обстоятельственные), которые связаны прежде всего со строением словосочетаний. Например, словосочетания глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы имеют одинаковое строение и одинаковое грамматическое значение: указывают на предмет и его признак и выражают определительные смысловые отношения.
Словосочетания подметать пол, написать записку, вырыть колодец и т. п. тоже имеют одинаковое строение и одинаковое грамматическое значение: указывают на действие и предмет, на который оно переходит (объектные смысловые отношения).
Словосочетания говорить тихо, хорошо выспался, высоко подпрыгнуть и т. п. также имеют одинаковое строение и грамматическое значение: указывают на действие и его признак (обстоятельственные смысловые отношения).
Свободные и несвободные словосочетания
По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные).
Свободное словосочетание - это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным чле¬ном предложения.
Синтаксически цельные словосочетания - это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член.
Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.
1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое - слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.
2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово - местоимение или числительное, зависимое - существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово - прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин).
4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово - неопределённое местоимение, зависимое - согласуемое прилагатель¬ное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.
5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово - сущест¬вительное или местоимение в именительном падеже, зависимое - су¬ществительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.
Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. - Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по за¬лам (Л. Толстой). - Элен вместе с Наташей опять вошла в гос¬тиную (Л. Толстой).
6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми гла¬зами, человек высокого роста.
7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам по¬мочь; Она выглядела усталой.
Способы подчинительной связи в словосочетании
В словосочетании зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. Классификация способов подчинительной связи основана на том, какой частью речи выражено зависимое слово.
Согласование - это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово. Например: тенистый сад (мужской род, единственное число, именительный падеж), после долгой разлуки (женский род, единственное число, родительный падеж), опавшие листья (множественное число, именительный падеж). При изменении формы главного слова соответственно изменяется и форма зависимого слова: тенистый сад, тенистого сада (родительный падеж), в тенистом саду (предложный падеж).
При согласовании зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным (наш. друг), причастием (набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд), количественным числительным в косвенных падежах (с тремя товарищами).
Управление - способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога. Например: купить журнал (зависимое существительное стоит в винительном падеже), разговаривать с ним (зависимое местоимение стоит в творительном падеже с предлогом «с»). При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Ср.: купить журнал, купил журнал, купивший журнал, куплю журнал.
При управлении зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять) и другими частями речи, употреблёнными в значении существительного (ухаживать за боль¬ным).
Примыкание - способ связи, при котором зависимое неизменяемо слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно. Например: идти прихрамывая, очень рад.
При примыкании зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик пос¬тарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).
Синтаксический разбор простого словосочетания
Схема синтаксического разбора простого словосочетания
1. Выделить словосочетание из предложения.
2.Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
3.Определить тип словосочетания (глагольное, именное или нареч¬ное).
4.Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
5.Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Образец синтаксического разбора простого словосочетания
Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой)
1. Студёный ветер
х прилаг. + сущ. именное словосочетание, способ связи - со-гласование, выражено окончанием зависимого прилагательного, называется предмет и его признак, определительные отношения.
2. Резко рвал - х
нареч. + глаг глагольное словосочетание, способ связи - примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно, называется действие и его признак (качество), обстоятельственные отношения.
3. Рвал полы - глаг. +сущ. вВ.п, глагольное словосочетание, способ связи управление, выражено окончанием зависи¬мого существительного, называется действие и его объект, объектные отношения.
4. Полы шинели - сущ. + сущ. в Р.п именное словосочетание, способ связи - управление, выражено окончанием зависимого существительного, называется предмет и его признак, определительные отношения.
Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням деревьев (И. Тургенев)
1. Алый свет - прилаг. + сущ. именное словосочетание, способ связи - согласование, выражено оконча¬нием зависимого прилагательного, на¬зывается предмет и его признак, опре¬делительные отношения.
2. Свет зари - х
сущ. + сущ. в Р.п. именное словосочетание, способ свя¬зи - управление, выражено оконча¬нием зависимого существительного, называется предмет и его признак, определительные отношения,
3. Медленно скользит нар. + глаг. глагольное словосочетание, способ связи - примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно, называ¬ется действие и его признак (качество), обстоятельственные отношения,
4. Скользит по корням глаг. + сущ. в Д.п. с предлогом по глагольное словосочетание, «по», спо¬соб связи - управление, выражено окончанием зависимого существи¬тельного и предлогом «по», называется действие и его место, обстоятельственные отношения.



   

теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов