теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Синтаксис. Вопросы "Проверь себя"

1.Какие способы связи слов лежат в основе образования следующих сложных слов: сталелитейный, угледобывающий, черноморский, тихоокеанский, громкоговоритель, быстроходный.

2.Какая часть речи в именительном  и винительном падежах  управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним?

3.Управление - это подчинительная связь в словосочетании, при которой зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. Другие грамматические признаки зависимого слова, в частности его число, в управлении не участвуют. Рассмотрите с точки зрения соответствия этим утверждениям следующие  примеры: а) много домов, тысяча слонов', б) три дома, двадцать четыре слона. Делает ли анализ каких-либо из этих примеров необходимым внесение уточнений в определение управления? Если да, то предложите уточненное определение.

4.Существуют сходные по смыслу выражения: власти предержащие и власть имущие. Почему в выражении власти предержащие склоняются оба слова (властей предержащих, властям предержащим и т.д.), а в выражении власть имущие  склоняется только вторая часть (власть имущих, власть имущим и т.д.)? Каково значение слова предержащие?

5.Приведите все возможные варианты взаимного расположения компонентов в следующих сочетаниях, состоящих их трех слов: в пятом часу, в пять часов, к пяти часам, с пяти часов. Опишите свойства  таких сочетаний.

6.Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

7.Разберите по членам предложения  Кошек было две. Объясните ваше решение.

8.Разберите по членам предложение Из окна было видно озеро. Сколько вариантов синтаксического разбора оно имеет и почему?

9.Опишите структурно-семантическое различие между предложениями  Педант скучен и Педант - это скучно.

10.Сравните предложения с точки зрения наличия в них необходимых членов предложения: Ранняя осень и Уже осень. Одинакова ли их характеристика?

11.Известно, что в русском языке неполными бывают предложения. А может ли быть неполным член предложения? Назовите такие случаи и приведите примеры.

12.Рассмотрите следующие два предложения: Дом оказался совершенно непригоден для жилья,  о чем меня и предупреждал хозяин; Дом оказался совершенно непригоден для жилья, как меня и предупреждал  хозяин. Одинакова ли их синтаксическая структура? Если нет, то опишите различия между ними.

13.Дайте лингвистическое объяснение причины возникновения комического эффекта во фразах Шел дождь и два студента; Копать яму от забора и до обеда. Придумайте несколько фраз, комизм которых вызван той же причиной.

14.Какова разница между повторяющимся союзом не то ... не то и  одиночным союзом не то?

15.Чем интересно с синтаксической точки зрения следующее предложение: К вечеру с востока погромыхивало, сильно парило и трудно было угадать, обойдется или  нет без грозы в эту ночь. (М.Пришвин)

16.Определите вид придаточных в следующих предложениях: 1) Не трудиться, так и хлеба не  добиться. (Пословица); 2) Не раскрой я ворота, он так и остался бы в поле. (А.Фадеев); 3) Не умеешь держать слово, так нечего и обещать; 4) Была бы добрая воля, а сговориться всегда можно. (А.Волков); 5) Послушать вас, так одни мы и виноваты.

17.Чем интересно  с синтаксической точки зрения предложение: В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (А.С.Пушкин)

18.Как выяснили лингвисты, каждый говорящий по-русски человек использует две разные языковые системы, которые существенно отличаются друг от друга, особенно в сфере синтаксиса,  - разговорную речь и литературный язык. Ниже приведены несколько высказываний разговорной речи. Назовите синтаксические  черты этих высказываний, не встречающиеся в предложениях литературного языка (с помощью значков / и // обозначены паузы разной длительности).
В десять я не уверена что вернусь//; Игорь зачем тебе звонил?; Брата своего  сто лет не видела//; Ели что вчера приготовили//; Как он придет/ сразу обедать будем//; А это и есть та кукла/ ты из командировки привез?; Паста ванну мыть сколько стоит?; Какой цвет вот эта краска?

19.Придумайте различные по форме и смыслу предложения с приведенными ниже существительными в форме единственного числа, запишите 5-6 таких предложений. Каковы общие для всех перечисленных  слов особенности сочетаемости с другими словами в предложении?
Водитель, директор, друг, земляк, наследник, ровесник, собеседник, сосед, сторонник, тезка, учитель.

20.Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведенных ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли: а) определения, б) дополнения и в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения? Охарактеризуйте свойства слов, которые могут присоединять к себе инфинитив в каждой из этих функций, а также свойства конструкций, в которых это возможно.
Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.

21.Определите, какую синтаксическую роль  выполняет инфинитив в каждом примере из стихотворений А.А.Ахматовой.
1)  Но стало в груди его
    Сердце грустить.
    Болеть, как открытая рана. 
2)  Как люблю, как любила глядеть я
    На закованные берега.
3)  Не забыть, как пришел он со мною проститься.
4)  Здесь напрасным кажется мечтать.
5)  Запрещаешь петь и улыбаться,
    А молиться запретил давно.

22.Какие функции в предложении могут выполнять наречия? Придумайте примеры на все возможные для слов этой  части речи синтаксические функции, используя приведенные ниже слова. Распределите перечисленные наречия по группам  в зависимости от набора их возможных функций в предложении.
Быстро, вдвоем, вероятно, верхом, весело, влево, во-первых, где, деятельно, заново, зловеще, исподлобья, кое-как, конечно, можно, натощак, по-твоему, по-турецки, тоскливо, чуть-чуть.

23.Какое правило нарушил Н.В.Гоголь в построении предложений с однородными членами? С какой целью это сделано?
А) Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.
Б) Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветочками.

24.Объясните содержание понятия «несобственно-прямая речь».  В представленном отрывке найдите  фрагмент, содержащий несобственно-прямую речь, и объясните смысл ее употребления в данном контексте.
А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали. Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна обвара. До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара. «Шарик» - она назвала его... Какой он, к черту, «Шарик»? Шарик - это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес. Впрочем, спасибо на  добром слове.   (М.Булгаков «Собачье сердце»)

25.Мама говорит дочери: Одень пальто, сегодня холодно.  Права ли мама?

 

теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов