теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов |
1.Как известно, существует три способа синтаксической связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание. В каком из словосочетаний представлен не такой способ, как в остальных?
1) моя книга;
2) мамина книга;
3) её книга;
4) эта книга;
5) интересная книга.
2.Какое из перечисленных слов управляет предложным падежом?
1) вера;
2) уверенность;
3) стремление;
4) надежда;
5) желание.
3.Какое предложение является простым?
1) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
2) Стаял рыхлый снег в апреле и в лазури птицы пели.
3) Сколько сел и деревень ни проезжали, Чапаева знали всюду.
4) Пурга прекратилась, что всех нас обрадовало.
4.Вспомните сказку П. П. Ершова «Конёк-горбунок»:
У крестьянина три сына:
Старший - умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Каким членом предложения являются выделенные слова?
1) несогласованным определением;
2) согласованным определением;
3) составным именным сказуемым;
4) составным глагольным сказуемым;
5) обстоятельством.
5.Найдите подлежащие во фразах (1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро.
1) (1) тореро и (2) сомбреро;
2) (1) сомбреро и (2) тореро;
3) (1) тореро и (2) тореро;
4) (1) сомбреро и (2) сомбреро;
5) подлежащих нет.
6.Какой глагол не может быть сказуемым двусоставного предложения?
1) недосыпать;
2) недоедать;
3) недослышать;
4) недолюбливать;
5) недоставать.
7.В скольких предложениях из перечисленных представлено простое глагольное сказуемое:
1)Антон не обращал внимания на советы друзей.
2)Сестра вышла купить хлеба.
3)Он обвёл нас вокруг пальца.
4)Мы будем заниматься до обеда.
5)Олег было пошёл в школу...
1) во всех;
2) в четырёх;
3) в трёх;
4) в двух;
5) в одном.
8.В каких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое:
1)Иван будет работать.
2) Иван хочет работать.
3) Иван поехал работать.
4) Иван стал учителем?
1) 2;
2) 1, 2; 3
) 2, 3;
4) 1, 2, 3;
5) 1, 2, 3, 4.
9.Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель.
(А. С. Пушкин)
Чем является выделенная группа слов?
1) обращением;
2) однородным подлежащим;
3) несогласованным определением;
4) приложением;
5) составным именным сказуемым.
10.Какие предложения содержат прямое дополнение?
1) Он разговаривал по телефону одну минуту.
2) Ничто не нарушало тишины.
3) Налейте мне ещё чаю.
4) Я с интересом прочитал эту книгу.
1) 4;
2) 1, 4;
3) все;
4) 3, 4;
5) 2, 3, 4.
12.Какое из этих слов не может быть обстоятельством времени?
1) издавна;
2) исстари;
3) искони;
4) исподволь;
5) издревле.
13.Пушкинская строчка Дни поздней осени бранят обыкновенно - это:
1) двусоставное предложение;
2) определённо-личное предложение;
3) неопределённо-личное предложение;
4) безличное предложение;
5) назывное предложение.
14.Какое из этих слов может быть вводным словом?
1) налево;
2) прямо;
3) напротив;
4) направо;
5) сзади.
15.Прочитайте предложения. В каких из них существительные, употребленные в именительном падеже, являются обращениями? (Знаки препинания не поставлены.)
1.Пусть для вас сияет солнце.
2.Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у нас в груди.
3.Всяк сверчок знай свой шесток.
4.Весел мирный проселочный путь.
5.Хороши вы степные дороги!
1) во всех;
2) 2,3;
3) 2,3,4;
4) 3;
5) 5
16.В каком предложении есть однородные члены?
1) Солнце стояло в зените и жаркими лучами невыносимо жгло мне тело.
2) У деревянной ограды тенились подстриженные акации и сирени переплетали жгуты своих стволов.
3) Ярем он барщины старинной оброком легким заменил.
4) Родина Макара затерялась в далекой якутской тайге.
17.Какое предложение является сложным?
1) Брак получен не из-за плохой машины, а из-за неумения работать.
2) Искрятся пустынные окрестные бугры, осыпанные лебяжьим пухом молодого снега.
3) Давыдов долго бежал, держась за грядушку саней, пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал.
4) Поднялся ветер, и стало сыро и мрачно.
18.Какое предложение является сложносочиненным (знаки препинания не расставлены)?
1) Веселей и громче всех смеялся сам студент он же скорее всех и перестал.
2) Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
3) Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь.
4) Зашевелились тревожно и зашумели и застонали заскрипели над головой сосны.
19.Какой тип придаточного представлен в сложноподчинённом предложении: Сергей стремился в Петербург, где прошли годы его юности?
1) присоединительное;
2) места;
3) изъяснительное;
4) определительное;
5) причины.
20.Какие из приведённых сложных предложений содержат придаточное следствия:
1) Началась гроза, так что пришлось отложить прогулку.
2) Поднялся такой ветер, что мы боялись выйти из дома.
3) Погода испортилась, поэтому прогулку отложили на завтра.
4) Ветер усилился, что привело к похолоданию.
1) 1;
2) 1, 3;
3) 1, 4;
4) 1, 3, 4;
5) все.
21.Какие из приведённых сложноподчинённых предложений содержат придаточные предложения времени?
1) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Тынянов)
2) И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (Лермонтов)
3) Как только мы заходили за какую-нибудь вершину, шум моря замирал. (Арсеньев)
1) все;
2) 1, 2;
3) 2;
4) 3;
5) 2, 3.
22.В каких предложениях представлен союз что:
1) Возьми книгу, что лежит на столе.
2) Я не знаю, что нам задали на завтра.
3) Как хорошо, что завтра начинаются каникулы.
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 1, 2;
5) 2, 3.
23.Какое предложение является сложным бессоюзным?
1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.
24.Какое предложение не соответствует нормам литературного языка?
1) Горы и долины, леса и поля влекут к себе туристов.
2) Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке.
3) Подходя к лесу, мне стало холодно.
4) После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.
25.Сколько среди этих фраз неправильно построенных?
Теорема доказывается, беседуя с учениками.
Теорему доказывают, беседуя с учениками.
Теорема доказана, беседуя с учениками.
Теорема была доказана, беседуя с учениками.
Теорему докажут, беседуя с учениками.
Теорема доказана в беседе с учениками.
1) одна;
2) две;
3) три;
4) четыре;
5) пять.
теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов |