RusOlimp:Логотип

"Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность, чем грозная необходимость."

Августин Аврелий


теория | проверь себя | контрольные вопросы | словарь терминов

Главная / Синтаксис
Однородные определения

Наибольшие затруднения в установлении однородности или неоднородности членов предложения связаны с однородными определениями, которые следует отличать от неоднородных (а это не всегда легко).

Прежде всего, однородные и неоднородные определения по-разному относятся к определяемому существительному.

Каждое из однородных определений поясняет непосредственно определяемое существительное: Интересный, захватывающий фильм.

В случае с неоднородными определениями только ближайшее к существительному определение непосредственно связано с ним и образует вместе с существительным единое сложное наименование. А более отдалённое от существительного определение характеризует всё это сложное наименование в целом: Хороший майский день, то есть опре­деление хороший относится не к слову день, а к словосочетанию майский день.

Отношения неоднородности чаще всего наблюдаются между качественными и относительным прилагательными-определениями (большая стеклянная ваза, новая ко­жаная сумка), при этом относительное прилагательное стоит непосредственно перед существительным и входит в состав сложного наименования, а качественное характеризует всё это сложное наименование в целом.

Неоднородными обычно бывают определения, если: 1) они выражены местоимением и прилагательным: твой синий костюм; наш новый друг; каждая интересная книга; 2) числительным и прилагательным: первый зимний день; двумя старыми липами; 3) причастием и прилагательным: осыпавшиеся осенние листья; потухшие серые глаза; 4) качественным прилагательным и относительным: большой каменный дом; яркая утренняя заря; сильный мужской голос. Такие определения обозначают разные признаки предмета: принадлежность и цвет, размер и материал, форму и цвет, качество и местонахождение и т. д.

Сочетания с однородными определениями в смысловом плане разнообразны. В целом их можно разделить на две группы: 1) определения, называющие признаки разных предметов; 2) определения, называющие признаки одного и того же предмета. (Неоднородные определения всегда характеризуют один предмет, но с разных сторон: Были в конторе старые висячие стенные часы (Л. Толстой).)

1)  С помощью определений обозначаются разновидности предметов, различающихся в каком-либо одном отношении: по цвету, назначению, материалу, географическому положению и т. д.

Например: На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями (В. Короленко).

Однородность определений в таких группах строго обязательна и легко распознаётся. (Именно такие определения либо включают, либо допускают включение союза ц.)

2)  Гораздо чаще встречаются такие однородные определения, которые характеризуют один и тот же предмет или единую группу предметов. Это могут быть:

а)  определения-синонимы (однородность которых обязательна, так как они выражают один признак, т.е. характеризуют предмет с одной стороны): резкий, пронизывающий ветер; густой, плотный туман;

б)  определения, которые обозначают признаки разные, но часто и естественно сопровождающие друг друга (между такими определениями можно вставить причинный союз так как, потому что): темные, низкие облака; ночной, пустынный город;

3) обязательно однородны определения, из которых первое одиночное, а второе - причастный оборот (одиночное определение  предшествует  распространённому):   шли   по тихой, озарённой звёздами тайге (но: шли по озарённой звёздами тихой тайге).

4) определения-эпитеты (эмоциональные, художественные определения). Такие определения встречаются главным образом в описательных контекстах художественных произведений,  где с помощью однородных определений подчёркивается каждая отдельная деталь описания. Однородность таких определений может быть обязательной и факультативной.  Однородность  не  получает  отчётливого оформления и зависит от всего высказывания. Такие определения объединяются каким-либо общим признаком. Основой для этого объединения может служить сходство производимого впечатления: Письмо написано крупным, неровным, тонким почерком. (А. Куприн); Около родника зеленеет короткая, бархатная травка.  (И. Тургенев); Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои  тёмные,  душные, скучные  комнаты.   (А.  Чехов); В сером небе стояли ватные, сухие облака (К. Паустовский).

Как правило, смысловое сближение определений в контексте возникает при переносном значении слов, поэтому такие определения обычно бывают определениями художественными (эпитетами).

Особую разновидность определений составляют определения, связанные пояснительными отношениями: Пьер заметил новое, молодое выражение на лице своего друга (Л. Толстой); Он переводил наши слова на свой, непонятный язык (М. Пришвин).

В таких сочетаниях второе определение поясняет первое.

Значение пояснения часто выявляется только в контексте: Дай мне другой красный карандаш  (пояснения нет: был один красный карандаш, нужен ещё один). Дай мне другой, красный карандаш (пояснение: был карандаш другого цвета, а теперь нужен красный).

     


Если Вам пригодились материалы этого сайта, пожалуйста, поставьте нам плюс, щелкнув по значку Вашей соцсети.